Почему невидимые самолеты видны и зачем тогда стелс
В июле 2018 года местоположение истребителя-бомбардировщика F-35I Adir («Локхид-Мартин» F–35 «Молния II»), который выполнял боевое патрулирование неба над Израилем, несколько десятков минут отображалось в сервисе для отслеживания полетов. Этот инцидент наделал много шума в свое время: малозаметный военный самолет пятого поколения оказался виден в абсолютно «гражданском» приложении — неужели это и есть хваленый «стелс»? Однако поклонники авиации знают, что появление «самолетов-невидимок» на сервисах типа Flightradar не является чем-то из ряда вон выходящим. Во время полетов в мирное время военные часто включают такие же транспондеры ADS-B, как и гражданские борта. Это сильно упрощает навигацию и повышает безопасность в районах с оживленным воздушным движением. Тем не менее, ничто не мешает военным летательным аппаратам передавать искаженные или вовсе поддельные данные на открытых частотах.
Это, конечно, осуждается, так как в некоторых случаях может привести к катастрофическим инцидентам. Но искажение данных — вовсе не малозаметность. Гражданские радары не могут увидеть «стелс» с выключенным транспондером, но есть же военные РЛС — что с ними? Какова для них разница между обычным самолетом и «невидимкой», или они его тоже не замечают? Если кратко, то можно ответить, что видят, но не всегда — то есть скорее плохо и только вблизи. Иными словами, невидимость самолета достижима только в теории, да и то лишь в очень ограниченном диапазоне излучений. Современный комплекс технологий, объединяемых неофициальным термином «стелс», направлен на радикальное снижение заметности техники. Главная идея: сделать так, чтобы противник заметил нас уже после того, как мы приблизились на расстояние удара. Достигается это путем множества сложных технических решений, трюков и особенностей тактики применения. Чтобы объяснить, как это происходит, придется немного погрузиться в азы радиолокации и воздушной навигации.
Иголка в стоге сена
Вне зависимости от того, какими методами мы пользуемся — визуальными в диапазоне видимого света, в инфракрасном диапазоне или с помощью радиолокации, — задачи диспетчеров, летчиков или операторов ПВО делятся на два класса: поиск и идентификация. Чтобы найти объект где-либо (в нашем случае речь идет о воздухе, конечно), можно воспользоваться испускаемым им или отраженным от него излучением. В последнем случае также разделяют излучение, исходящее от стороннего источника, и излучение, которое было специально направлено на искомый летательный аппарат.
Проще всего это демонстрируется на бытовых примерах. Когда мы видим в небе самолет, глаз получает отраженный от него свет солнца (или другого источника — например, Луны или прожектора). Ночью помощь светила отсутствует, так что во избежание столкновений на крыльях и хвостовом оперении любого воздушного судна обязательно должны быть проблесковые огни. Во времена, когда радаров еще не было, их заменяли поисковые прожекторы ПВО — их свет, отраженный от фюзеляжей вражеских самолетов, хорошо видели наводчики зениток.
Самолеты с поршневыми двигателями при некотором везении обнаруживали и с помощью акустических пеленгаторов. Фактически это были локаторы с большими раструбами, роль приемника в которых играли обычные человеческие уши либо простые электронно-механические приспособления. С появлением реактивной авиации их эффективность сошла на нет: предупреждение стало приходить слишком поздно.
После изобретения радаров принципиально ничего не изменилось, лишь расстояния обнаружения стали больше. Но и самолеты стали летать быстрее. К тому же оказалось, что у разных диапазонов длин волн могут быть сильно различающиеся сферы применения. Например, коротковолновые радары дают высокое разрешение и помогают точно определить траекторию, а также скорость полета даже артиллерийского снаряда. Но их радиус работы очень невелик — атмосфера эффективно поглощает такое излучение. В свою очередь, длинноволновые радары позволяют видеть на сотни километров вокруг, но «картинка» получается весьма неточной.
Это птица? Это самолет?
С идентификацией летательных аппаратов всё гораздо сложнее. Еще долгое время после Второй мировой войны все расчеты ПВО назубок учили силуэты самолетов вероятного противника. При визуальном обнаружении это позволяло быстро и довольно точно определить, что за борт летит. Хотя от ошибок все равно никто не был застрахован. С радиоволнами никакого привычного изображения нет — в лучшем случае примерные размеры, скорость и направление движения.
Для гражданских РЛС ситуацию спасает транспондер самолета. Ответчик постоянно передает ряд параметров воздушного судна: идентификатор, скорость и высоту, а в более поздних системах и точные координаты. Но когда его нет, все становится непросто.
Поначалу операторы радиолокаторов, а затем и специальные вычислительные комплексы по ряду базовых характеристик обнаруженной цели быстро ее определяли в основные классы. Например, если объект летит со сверхзвуковой скоростью, не маневрирует и плавно снижается — это, скорее всего, ракета. Если же он двигается на постоянной высоте, изменяет курс и поддерживает дозвуковую скорость, почти наверняка это самолет. Однако для точной идентификации объекта требовалось что-то более однозначное.
Еще в середине XX века физики обнаружили, что количество отражаемых радиоволн слабо зависит от размеров самолета. Яркий пример — стратегические бомбардировщики 1950-х. Британский Avro Vulcan и советский Ту-95 впервые взлетели примерно одновременно, и ни о каком «стелсе» тогда речи еще не шло. Но на экранах радаров тех лет отечественный самолет «светился», будто новогодняя елка, а его конкурент из Туманного Альбиона был практически незаметен. Притом что Vulcan меньше всего на 40%, если смотреть на размах крыла и длину фюзеляжа.
Отдельная история — используемые материалы. С 1941 по 1953 год британские Королевские ВВС эксплуатировали «Де Хэвилленд DH.98 «Москито». Этот ночной истребитель-бомбардировщик был почти полностью построен из дерева, фанеры и текстильного полотна, что делало его практически незаметным для радаров того времени. Правда, построить малозаметный реактивный самолет из фанеры и тряпок не получится, слишком уж велики нагрузки на конструкцию.
Когда разрешающая способность радиолокационной техники дошла до определенного уровня, выяснилось, что у каждого типа летательных аппаратов «картина» отраженного радиосигнала своя, уникальная. Так появился «квест» для разведок всего мира: охотиться за РЛС-сигнатурами, то есть характерными для каждой модели самолета диаграммами отраженных радиолучей. Снимая своеобразные отпечатки с самолетов вероятного противника путем облучения их радарами с разных ракурсов, можно было собрать настоящую «картотеку». Потом такие «слепки» загружали в компьютеры РЛС, и отличать истребители от бомбардировщиков или ракет стало гораздо проще.
Загадочный термин ЭПР
Почти всегда в контексте малой радиолокационной заметности возникает эта аббревиатура. Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — одна из ключевых характеристик любого современного военного самолета. Ее физический смысл упрощенно можно понять следующим образом: ЭПР истребителя, равная одному квадратному метру, означает, что он отражает столько волн определенной длины, сколько и непрозрачная для них поверхность размерами метр на метр, установленная под прямым углом к излучателю.
Как наглядно показал вышеописанный пример со стратегическими бомбардировщиками, размер самолета не связан с ЭПР напрямую. Момент, когда к инженерам и ученым пришло понимание этого факта, можно считать днем рождения концепции «стелс» в современном понимании. Долгие годы ушли на создание необходимых физических моделей и проведение расчетов. В результате военные, как в плохом анекдоте, получили две новости — хорошую и плохую.
Первая заключалась в том, что самолет можно сделать практически незаметным для большинства существующих радаров. А вот воплощение этих теоретических наработок превращалось в сложную и дорогую задачу. К тому же в то время, более полувека назад, не существовало достаточно мощных компьютеров и необходимых материалов. Поэтому пришлось изрядно поэкспериментировать.
Воплощение «в металле»
Вопреки расхожему мнению, легендарный самолет-разведчик SR-71 не был «стелсом», но это не означает, что при его создании не задумывались о малой радиолокационной заметности. Часть поверхностей этой уникальной в своем роде машины покрывалась специальными радиопоглощающими материалами. А под обшивкой многие элементы конструкции проектировали так, чтобы вызвать переотражение радиоволн и их взаимное затухание.
В открытых источниках нет точных данных, насколько это помогало снизить радиус обнаружения «Черного дрозда». Хотя опыт советских войск ПВО показывал, что SR-71 — сложная в отслеживании целью, вызвано это было не его малой заметностью. Разведчик получалось «вести» с помощью радара только вручную, поскольку на его борту были мощные средства радиоэлектронной борьбы. Автоматика советских РЛС 1970-х и 1980-х не позволяла эффективно отсеивать помехи.
Первым настоящим «стелсом» был не менее легендарный Lockheed F-117 Nighthawk («Ночной ястреб»). При создании этого ударного самолета впервые применили все известные на тот момент технологии снижения заметности:
- Он был выполнен по схеме «летающее крыло» — без дополнительного хвостового или переднего оперения; несмотря на дозвуковую максимальную скорость, передние кромки его крыла имели очень большую стреловидность;
- Все внешние элементы фюзеляжа располагались под точно рассчитанными углами так, чтобы отражать радиоизлучение в сторону от его источника; кили располагались под острым углом к фюзеляжу;
- Лопатки компрессоров двигателей — одна из самых заметных в радиодиапазоне деталей во фронтальной проекции, поэтому каналы воздухозаборников силовых установок выполняли S-образными. Это снижало эффективность работы двигателей, но экранировало их;
- Фюзеляж и все внешние поверхности были покрыты радиопоглощающими материалами, как и каналы воздухозаборников внутри;
- Любые внешние элементы — антенны, датчики и сенсоры — либо закрывали специальными крышками, либо делали убирающимися;
- Люки внутреннего отсека вооружений и все крышки технологических отверстий имели пилообразную кромку с гранями, параллельными кромке крыла; это обеспечивало всего несколько ракурсов, с которых самолет был «виден» чуть больше;
- Чтобы ракеты с инфракрасной головкой самонаведения не могли эффективно навестись на него, сопла двигателей выводили на верхнюю плоскость фюзеляжа; кроме того, они имели прямоугольное сечение для улучшения смешивания горячего выхлопа с окружающей средой; в дополнение к этому за камеры сгорания подавался дополнительный объем воздуха для снижения температуры истекающих газов.
Об обусловленных такой конструкцией самолета проблемах написаны миллионы страниц, так что упомянем их вкратце. «Летающее крыло» — крайне нестабильная аэродинамически схема, из-за чего пришлось применять продвинутую электродистанционную систему управления. Так как собственная РЛС самолета — мощный демаскирующий элемент, у F-117 не было радара на борту. Поэтому вооружение он мог применять только с лазерным наведением или по внешнему целеуказанию.
Наконец, дополнительные средства самозащиты — отстреливаемые контрмеры («ловушки») и станции РЭБ — совместить с малой заметностью не удалось. Поэтому единственное, на что мог рассчитывать пилот при срабатывании оповещения об атаке, — это на свое мастерство при выполнении маневра уклонения, да еще на то, что из-за «стелс-технологии» летящая к нему ракета сама потеряет цель.
Прогресс
С развитием вычислительной техники, материаловедения и на фоне общего прогресса в авиации концепцию малой заметности удалось совместить практически с любыми требованиями к военному самолету. После в целом довольно успешного «Ночного ястреба» появились совершенно фантастические машины. Пусть и безумно дорогой, но Northrop Grumman B-2 Spirit показал, что стратегический бомбардировщик с огромным радиусом действия тоже может быть практически невидимым для радаров — и при этом обладать полным функционалом, соответствующим своему назначению.
А появление Lockheed/Boeing F-22 Raptor стало наглядной демонстрацией возможности применения «стелс-технологии» на истребителях. Несомненно, более современные малозаметные летательные аппараты создаются с применением еще более совершенных технических уловок. В соплах двигателей появились специальные радар-блокеры. Эти детали снижают заметность самолета еще и сзади, прикрывая лопатки турбин, которые невозможно покрыть радиопоглощающим материалом.
В XXI веке трудно представить разработку нового военного самолета без использования элементов «стелс». Да, вопреки расхожему мнению, эта технология не обеспечивает полную «невидимость» . Но истребители заказывают и не обыватели — военные прекрасно понимают цену каждого лишнего километра, который самолет пролетит, будучи необнаруженным. К тому же любая новая технология позволяет придумывать новую тактику применения или совершенствовать существующие.
На практике
«Стелс» — не панацея и не туз в рукаве, а отличный инструмент. Ни один самолет во время боя не летает в гордом одиночестве, он всегда действует совместно со множеством других видов техники. Например, истребители при атаке давно придумали прикрывать самолетами радиоэлектронной борьбы. И выдавать им целеуказание с гораздо более мощного разведчика, летающего вне досягаемости ПВО врага. Малозаметный истребитель, работая в таких условиях, получает еще больше возможностей; а для его прикрытия, как минимум, нужно меньше ресурсов.
Отдельный плюс самолетов с низкой эффективной площадью рассеяния — их проще имитировать. Для сбивания с толку обороны противника существуют специальные беспилотники или ракеты, выполняющие роли ложных целей. На то, чтобы притвориться истребителем четвертого поколения с ЭПР в полтора-два квадратных метра, нужно гораздо больше энергии, чем на имитацию какого-нибудь F-35 (пятое поколение) с его предполагаемыми считанными сантиметрами. А это означает, что подобная приманка сможет подделать больше целей и будет работать дольше
А мы и не знали, что он невидимый!
«Но, подождите-ка, знаем мы цену всем этим «стелсам», — скажет любознательный читатель. И многозначительно покажет пальцем в сторону Балканского полуострова. Действительно, единственный когда-либо потерянный в бою F-117 был сбит во время войны сил НАТО против Югославии 27 марта 1999 года. Наравне со многими другими примечательными случаями, произошедшими во время боевых действий, этот — ярчайший пример того, как правильно спланированная, подготовленная и проведенная операция может иметь сногсшибательный эффект даже против значительно превосходящего в техническом оснащении противника.
Охота за «Ночным ястребом» была критически важна для югославских военных с пропагандистской точки зрения. И к ее организации подошли невероятно тщательно. Батарея ПВО, которой командовал Золтан Дани, была натренирована сворачивать и разворачивать огневую позицию зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева» в пять раз быстрее нормативного времени. Трудно сказать, какой ценой была достигнута такая эффективность работы, но она позволяла передислоцировать ЗРК быстрее, чем противник мог среагировать.
Таким образом обеспечивалась внезапность атаки. В дополнение к этому около итальянской авиабазы, где базировались американские F-117, у югославской стороны были шпионы. Они предоставляли оперативные данные о том, сколько и каких самолетов отправились на боевой вылет. В свою очередь, ВВС США допустили сразу несколько ошибок. Причины их неизвестны, зато последствия были весьма тяжелыми. И речь даже не о потере сверхдорогого самолета или ударе по репутации — после инцидента была пересмотрена вообще вся тактика применения «невидимок», а также совершен ряд кадровых перестановок. О том, какой силы нагоняй получили руководившие операцией командиры, остается только догадываться.
В ту злополучную ночь F-117 подполковника Дейла Зелко взлетел и направился к цели в гордом одиночестве. «Группа поддержки» в лице самолетов РЭБ не смогла к нему присоединиться из-за резко ухудшившейся погоды. А еще маршрут полета Зелко был ровно таким же, как и в предыдущие два дня ночных атак — никто не озаботился тем, что неплохо бы было его изменить. В итоге подчиненные Дани знали, что по известной траектории к ним направляется «стелс», а помехи для радаров будут минимальными или отсутствовать вовсе. Югославские военные включали РЛС на несколько секунд и сразу меняли дислокацию, действуя в обстановке полного радиомолчания. Так их не могли засечь американские высотные разведчики. F-117 удалось обнаружить на расстоянии порядка 10-20 километров, а через несколько секунд поразить ракетой практически в упор.
Операция была проведена настолько блестяще, что уже после войны, восхищенный мастерством Золтана, Дейл (будучи уже в отставке) приезжал к нему познакомиться лично. Подводя итог этой истории, можно сказать, что никакая малая заметность не спасет, если применять ее неправильно.
И безо всякого «стелса»!
Контрпримером вышеописанной истории с потерянным F-117 являются американские учения NORPAC FleetXOPS 82, проводившиеся около Курил и Камчатки в 1982 году. На протяжении четырех дней подряд полноценная авианосная ударная группа (АУГ) оперировала всего в 400 километрах от ближайших советских аэродромов дальней стратегической авиации на Дальнем Востоке. Все американские корабли и самолеты работали в режиме полного радиомолчания, за исключением пары инцидентов. Палубная авиация осуществила множественные учебные атаки на объекты прибрежной инфраструктуры. Авианосец «Мидуэй» и его корабли охранения также выполнили множество упражнений.
И все это прошло без малейшего обнаружения даже средствами спутниковой разведки. И уж тем более без всякого «стелса». Секрет был в слаженной работе и хитрой тактике. Группировка постоянно меняла свое положение и старалась не попадать в ограниченное «поле зрения» советских спутников. Все коммуникации происходили либо визуальными методами, либо при помощи коротковолновых направленных радиопередатчиков.
Целеуказание осуществлялось либо в пассивном режиме, либо подсветкой с самолетов ДРЛОиУ, которые запускались с другого авианосца — «Энтерпрайз». А он, в свою очередь, находился на несколько сотен миль южнее и был готов в любой момент также «раствориться» в океане.
Легенда о советском гении
В контексте истории развития «стелс-технологии» нередко возникает упоминание советского ученого Уфимцева Петра Яковлевича. По легенде, его публикацию «Метод краевых волн в физической теории дифракции» партийное руководство признало не представляющей интереса с точки зрения народного хозяйства. А потому в 1962 году она была опубликована в числе прочего и за рубежом. Американские специалисты на тот момент уже долгие годы бились над проблемой уменьшения отражения радиоволн от разных объектов. Но решить не могли. А эта «непризнанная в СССР статья» прямо-таки спасла их и помогла сделать первый «стелс». В подтверждение этой истории обычно приводят тот факт, что с 1990 года Уфимцев переехал в США и начал работать в компании Northrop Grumman над B-2 Spirit.
Доля правды во всем этом есть, но в целом история не такая романтичная. И в США, и в Советском Союзе вопрос радиолокационной заметности самолетов изучался активно. Работы шли с переменным успехом, и обе стороны сталкивались с большими трудностями. Но когда появилась публикация Петра Яковлевича, она послужила не поводом для возгласов «Эврика!» устами американских инженеров, а способом привлечь еще больше финансирования. Мол, вы поглядите, как далеко продвинулись наши главные враги. Отсутствие столь же успешных проектов малозаметных самолетов в СССР объясняется вовсе не близорукостью партийного руководства. У отечественных авиаконструкторов были большие сложности с разработкой необходимых материалов, а финансирование было, возможно, не таким щедрым, как у их коллег за океаном.
Вместо заключения
«Стелс» — он как висящее на стене ружье. И в пьесах Чехова, и в фильмах Гая Ричи это важная деталь. Но в одном случае это лишь один из эффективных художественных приемов. А в другом — эффектный двигатель сюжета, без которого повествование может повернуть в другую сторону.
В наземной технике броня давно проиграла снаряду в прямой конкуренции. Теперь она лишь защищает боевую машину от сопутствующих угроз, устаревшего оружия и позволяет приблизиться к цели на расстояние атаки. В авиации происходит примерно тоже самое. Малая заметность во всех возможных диапазонах обнаружения не защищает самолет. Но часто позволяет нанести удар первым. Неважно, видит ли радар приближающийся истребитель. Скорее всего, он его увидит. Главный вопрос — насколько будет велика дистанция, на которой удастся его заметить.
Источник
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
Меню
Архив материалов
Проекты наших читателей
Контакты исследователей
Подписка на новости
Проекты
Новости криптозоологии
Хроники природных катастроф
Новости
26.02.2002 - 05.07.2002
05.08.2002 - 23.10.2002 (562)
24.10.2002 - 17.01.2003 (585)
20.01.2003 - 07.04.2003 (709)
08.04.2003 - 01.08.2003 (709)
04.08.2003 - 18.11.2003 (763)
19.11.2003 - 31.03.2004 (721)
01.04.2004 - 13.08.2004 (825)
16.08.2004 - 22.11.2004 (782)
23.11.2004 - 28.03.2005 (756)
29.03.2005 - 29.07.2005 (807)
30.08.2005 - 02.12.2005 (927)
05.12.2005 - 21.04.2006 (912)
24.04.2006 - 23.10.2006 (999)
24.10.2006 - 03.05.2007 (999)
04.05.2007 - 28.01.2008 (999)
29.01.2008 - 12.01.2009 (999)
13.01.2009 - 07.07.2009 (966)
22.08.2009 - 21.01.2010 (996)
22.01.2010 - 22.06.2010 (1000)
23.06.2010 - 14.01.2011 (1042)
17.01.2011 - 31.05.2011 (1008)
01.06.2011 - 03.11.2011 (1003)
07.11.2011 - 16.03.2012 (996)
19.03.2012 - 09.06.2012 (1009)
13.06.2012 - 07.09.2012 (988)
10.09.2012 - 19.11.2012 (1004)
20.11.2012 - 14.01.2013 (1015)
15.01.2013 - 22.02.2013 (1000)
23.02.2013 - 08.04.2013 (991)
09.04.2013 - 31.05.2013 (1015)
01.06.2013 - 18.07.2013 (992)
19.07.2013 - 03.09.2013 (1014)
04.09.2013 - 20.10.2013 (1001)
21.10.2013 - 02.12.2013 (1001)
03.12.2013 - 18.01.2014 (997)
19.01.2014 - 07.03.2014 (994)
08.03.2014 - 24.04.2014 (1000)
25.04.2014 - 18.06.2014 (1005)
19.06.2014 - 15.08.2014 (1019)
16.08.2014 - 07.10.2014 (1006)
08.10.2014 - 16.11.2014 (995)
17.11.2014 - 25.12.2014 (1004)
26.12.2014 - 09.02.2015 (989)
10.02.2015 - 20.03.2015 (998)
21.03.2015 - 22.04.2015 (1001)
23.04.2015 - 29.05.2015 (997)
29.05.2015 - 30.06.2015 (995)
30.06.2015 - 29.07.2015 (990)
29.07.2015 - 26.08.2015 (998)
27.08.2015 - 24.09.2015 (988)
25.09.2015 - 22.10.2015 (991)
23.10.2015 - 18.11.2015 (1000)
18.11.2015 - 16.12.2015 (990)
17.12.2015 - 23.01.2016 (1000)
24.01.2016 - 25.02.2016 (1000)
26.02.2016 - 24.03.2016 (1000)
24.03.2016 - 16.04.2016 (990)
17.04.2016 - 19.05.2016 (999)
20.05.2016 - 22.06.2016 (993)
23.06.2016 - 01.08.2016 (995)
02.08.2016 - 12.09.2016 (990)
13.09.2016 - 25.10.2016 (989)
26.10.2016 - 05.12.2016 (995)
06.12.2016 - 15.01.2017 (995)
16.01.2017 - 23.02.2017 (990)
24.02.2017 - 03.04.2017 (994)
04.04.2017 - 18.05.2017 (1000)
19.05.2017 - 05.07.2017 (1000)
06.07.2017 - 24.08.2017 (1000)
25.08.2017 - 06.10.2017 (991)
07.10.2017 - 15.11.2017 (990)
16.11.2017 - 24.12.2017 (1000)
25.12.2017 - 04.02.2018 (990)
05.02.2018 - 17.03.2018 (1000)
18.03.2018 - 02.05.2018 (990)
03.05.2018 - 11.06.2018 (1000)
12.06.2018 - 18.07.2018 (990)
19.07.2018 - 24.08.2018 (1000)
25.08.2018 - 02.10.2018 (1000)
03.10.2018 - 07.11.2018 (990)
08.11.2018 - 13.12.2018 (990)
14.12.2018 - 23.01.2019 (1000)
24.01.2019 - 02.03.2019 (1000)
03.03.2019 - 12.04.2019 (1010)
13.04.2019 - 23.05.2019 (990)
24.05.2019 - 03.07.2019 (1000)
04.07.2019 - 11.08.2019 (1000)
12.08.2019 - 16.09.2019 (990)
17.09.2019 - 26.10.2019 (1000)
27.10.2019 - 12.12.2019 (1000)
13.12.2019 - 25.01.2020 (1000)
26.01.2020 - 06.03.2020 (990)
07.03.2020 - 16.04.2020 (1010)
17.04.2020 - 19.05.2020 (1000)
20.05.2020 - 25.06.2020 (990)
26.06.2020 - 04.08.2020 (995)
05.08.2020 - 16.09.2020 (1005)
17.09.2020 - 26.10.2020 (990)
27.10.2020 - 27.11.2020 (990)
28.11.2020 - 07.01.2021 (990)
08.01.2021 - 15.02.2021 (1000)
16.02.2021 - 31.03.2021 (1000)
01.04.2021 - 12.05.2021 (1000)
13.05.2021 - 14.06.2021 (990)
15.06.2021 - 26.07.2021 (980)
27.07.2021 - 31.08.2021 (990)
01.09.2021 - 07.10.2021 (1000)
08.09.2021 - 07.11.2021 (1000)
08.11.2021 - 10.12.2021 (1000)
11.12.2021 - 24.01.2022 (990)
25.01.2022 - 04.03.2022 (1000)
05.03.2022 - 10.04.2022 (990)
11.04.2022 - 17.05.2022 (1000)
18.05.2022 - 23.06.2022 (980)
24.06.2022 - 31.07.2022 (990)
01.08.2022 - 13.09.2022 (990)
14.09.2022 - 21.10.2022 (990)
22.10.2022 - 29.11.2022 (1000)
30.11.2022 - 22.01.2023 (1000)
23.01.2023 - 02.03.2023 (990)
03.03.2023 - 21.04.2023 (1000)
22.04.2023 - 13.06.2023 (990)
14.06.2023 - 02.08.2023 (1000)
03.08.2023 - 21.09.2023 (1000)
22.09.2023 - 06.11.2023 (990)
07.11.2023 - 24.12.2023 (990)
25.12.2023 - 18.02.2024 (1000)
19.02.2024 - 05.04.2024 (990)
06.04.2024 - 25.05.2024 (1000)
26.05.2024 - 26.07.2024 (1000)
26.07.2024 - 25.08.2024 (990)
26.08.2024 - 28.09.2024 (980)
29.09.2024 - 01.11.2024 (1000)
02.11.2024 - 02.12.2024 (980)
03.12.2024 - 08.01.2025 (990)
09.01.2025 - 09.02.2025 (1000)
10.02.2025 - 20.03.2025 (1000)
21.03.2025 - 03.05.2025 (990)
04.05.2025 - ...
Статьи
Статьи: раздел 1 (1024)
Статьи: раздел 2 (1006)
Статьи: раздел 3 (1000)
Статьи: раздел 4 (1044)
Статьи: раздел 5 (1001)
Статьи: раздел 6 (1000)
Статьи: раздел 7 (1000)
Статьи: раздел 8 (1013)
Статьи: раздел 9 (1000)
Статьи: раздел 10 (1000)
Статьи: раздел 11 (329)
Статьи: раздел 12 (1000)
Статьи: раздел 13 (730)
Лента новостей

Вероятность погибнуть от удара астероида

Верующие видят лицо Иисуса на Туринской плащанице

Генетическое тестирование инопланетных мумий

Заметили пробуждение сверхмассивной черной дыры

Исследование бурного прошлого Венеры

Кролики-франкенштейны захватывают США

Медленно вращающиеся ореолы темной материи

Метеорит Джорджии на 20 млн лет старше самой Земли

Механизм, который восстановит ваши глаза

НАСА призывают отправить сообщение объекту 3I/ATLAS

Одна сторона Земли теряет тепло гораздо быстрее

Описание проверки оборотней в Пентагоне

Пентагон пытается разоблачить объект Агуадильи

Полная картина ночных облаков на Марсе

Потрясающий вид на третьего межзвездного гостя

Проще ли добывать астероиды на Луне, чем сами астероиды

Разгадали тайну пропажи космической серы

Сняли невидимый глазом НЛО

Тайна катастрофы Амелии Эрхарт может быть раскрыта

Утаенные данные о вторжении НЛО на Восточное побережье

Анализ и присвоение названия новому метеориту

Встреча с зелеными человечками в Кентукки

Зафиксировали самый удаленный быстрый радиовсплеск

Зонд Люси мог бы посетить еще один астероид

ИИ научился быть злым без чьих-либо указаний

Кинолог запечатлел очень быстрый НЛО

Метеорит пробил дыру в крыше дома в Джорджии

Мужчина, выгуливая свою собаку, запечатлел НЛО

На экзолунах у Альфа Центавра может быть жизнь

Планеты, на которых нет воды, могут производить жидкости

Появление новой статуи на острове Пасхи

Пропавший самолет Амелии Эрхарт найден

Пугающая информация о таинственном межзвездном объекте

Расы инопланетян, о которых известно властям США

Сфера Дайсона поможет воскрешать мертвых

Сходство между околосмертными переживаниями и наркотиками

Туринская плащаница. Это кто-то другой, а не Иисус

Физический варп-двигатель возможен

Черный куб замечен над базой ВВС Райт-Паттерсон

Шокирующее открытие после падения метеорита в Джорджии

База инопланетян в кратере Лаут на Марсе

Видел ли Дональд Трамп НЛО

Древние постройки обнаружили на Меркурии

Завод по производству лунного кирпича

Загадочная комета, прилетевшая из другой системы

НАСА изучает загадочную межзвездную комету

Научились превращать ртуть в золото

НЛО заметили над штатом Нью-Джерси

НЛО наблюдает за семьей в Индии

НЛО оставляет дымный след над Невадой

Обнаружена самая массивная черная дыра

Обнаружены первые звезды Вселенной

Существуют четыре различных вида инопланетян

США используют технологии инопланетян

Таинственный гигант, скрывающийся за черными дырами

Три фигуры появляются на Солнце

Удивительный полет к черной дыре

Федеральный советник по науке призывает изучать НЛО

Экзопланета у ближайшей солнцеподобной звезды

Экзотические вихри на картине 'Звездная ночь'

Гигантский пузырь звезды-сверхгиганта удивляет

Когда марсианский грунт распадется на части

Космическая гонка касается не только крупных стран

Криптотерриториальная гипотеза

Литологические особенности ландшафта Марса

Молодая звезда начинает взрываться

НАСА спешит разместить ядерные реакторы на Луне и Марсе

НАСА ускоренно разрабатывает лунный реактор

Недавние вулканические и термальные изменения на Марсе

Поиск жизни на Марсе был явной целью астросообщества

Почему кабинет Трампа дает разные ответы о НЛО

С помощью ChatGPT пишется все больше научных статей

Самая ранняя черная дыра во Вселенной

Свидетельства о кровавом ритуале на Туринской плащанице

Столкновение облаков приводит к вездообразованию

Тайна Бермудского треугольника раскрыта

Тайны космического винограда

Тайны протопланетных дисков

Что нужно знать о Лох-Несском чудовище

Шестеро преемников могли бы исследовать Марс

Бесконечная зима в Европе все ближе

Библейские руины - ключ к тайне Ковчега завета

Библейское море становится кроваво-красным

Власти США знают о четырех расах инопланетян

Изображение Плащаницы сделано со скульптуры

Конгрессмен рассказал об инопланетянах

Миру следует разработать политику в области НЛО

На Марсе нашли совершенно новый минерал

Наблюдение за НЛО в Уилтшире

Новые подсказки в поисках Восьмого чуда

Обнаружена экзопланета в обитаемой зоне Альфы Центавра

Популярные места для наблюдения НЛО в США

Страх охватил деревни в Австралии из-за НЛО

Существо в реке Хан в Сеуле стало вирусным

Тайна Атлантиды становится все более загадочной

Тайна человеческого сердца Леонардо да Винчи

Тулси Габбард возрождает теорию заговора о НЛО

Ученые предсказывают Конец света

Центр изучения НЛО открывает набор учителей

Что означает интерес Джей Ди Вэнса к НЛО

Безумный план посетить черную дыру

Загадочные временные явления в тени Земли

Загадочный межзвездный обьект - инопланетный корабль

Закрыли изучавший телепортацию институт МГУ

Заметили облако в форме рестлера Халка Хогана

Затонувший город расскажет о Ноевом ковчеге

Межзвездная экспедиция к черной дыре

Межзвездный объект имеет разумный дизайн

Мрачное предупреждением о 15 годах антиутопии

НЛО сняли в холмах Малверн

Новое открытие в Туринской плащаницы

Новый вид физики, не виданный ранее

Новый окрас кошек противоречит генетическим ожиданиям

Пилот уверен, что нашел самолет Амелии Эрхарт

Признаки древней жизни на Красной планете

Самое странное кольцо Сатурна

Суперинтеллект роботов может привести к Апокалипсису

Существуют другие видео маневров НЛО у Нимица

Сфера Буга - часть скрытой планетарной сети

Таинственные шары требуют научного изучения

Мраморные памятники фото и цена

Автомобилист принял телескоп за НЛО

Великая пирамида на тысячелетия старше фараонов

Вера в возможность существования внеземной жизни

Давайте сохраним Луну

Директор национальной разведки рассказала о НЛО

Доказательство приземления НЛО тысячи лет назад

ИИ ChatGPT превратили в похитителя данных

ИИ вскоре получит контроль над ядерным оружием

Инопланетный зонд нужно изучить

Инопланетяне живут рядом с нами

Направляясь к системе Проксимы Центавра

Огромный подводный город недалеко от Ноева ковчега

Орбита - игровая площадка для миллиардеров

Планеты-изгои могут образовывать планетные системы

Познакомьтесь с черными дырами среднего размера

Путешествие к экзопланете может занять 250 лет

Суперсталь выведет термоядерный синтез на новый уровень

Там могут быть инопланетяне

Теории о происхождении темной материи

Футуристический корабль для полета к звездам

Безумная теория астрофизика

Бесследное исчезновение самолета у Австралии

Взгляните на индонезийский фестиваль НЛО

Все люди могут быть пришельцами с Марса

Деревушка в Шотландии - столица НЛО Великобритании

Зеленый НЛО, похожий на кальмара, над Далласом

Кто первым построит ядерный реактор на Луне

Люди развили две ноги не для того, чтобы бегать

Металлический шар над вулканом в Мексике

Мужчина установил связь с умершим сыном

Нечто в доме приставало по ночам к девочкам

НЛО оказался зеркалом телескопа

НЛО потерпел крушение у Стокгольма

Стоит ли бояться приближающейся кометы

Странное лицо на горе в Чили

Страшное предупреждение Хокинга об НЛО

Таинственный межзвездный объект неестественен

Уфологи пытаются реформировать Великобританию

Хокинг нас предупреждал

Хронология Великой пирамиды не верна

Перепланировка нежилого помещения. Законность и порядок действий

Библейское предупреждение о конце света

Вращение Земли таинственным образом ускорилось

Загадочное лицо на вершине горы в Чили

ИИ самостоятельно обнаружил уязвимости в ПО

Конгрессмена проинформировали об инопланетянах

Консультация, данная разоблачителю Дэвиду Грушу

Криптозоолог занялся политикой

Лох-Несское чудовище выглядит иначе

НЛО вызвали переполох в Индии

Отпечаток пальца библейского персонажа

Повернуть время вспять и стереть ошибки

Провал ключевой для колонизации Луны миссии

Связь между депрессией и датой рождения

США намерены оккупировать Луну

Теория о подозрительной активности в космосе

Трюк с квантовой запутанностью

Уфолог ушел в политику

Уфологи обнаружили базу инопланетян

Фильм 'Пришельцы в Америке - дело Паскагулы'

Экзопланеты подсказали размер и состав Планеты Х

Aвcтpaлийcкaя aнoмaльнaя зoнa нaпoминaeт o ceбe

Будущее астрономии на Луне

Вирусное видео с НЛО над Далласом

Вице-президент США хочет исследовать феномен НЛО

Наверх
Яндекс.Метрика