Новый взгляд на личность Толкина
|
|
Если вы читали "Властелина колец", велика вероятность, что вы пропустили одну или несколько из 75 песен и стихотворений фантастического эпоса Дж.Р.Р. Толкина. Однако задолго до того, как Толкин стал "отцом современного фэнтези", он мечтал стать поэтом.
|
|
За свою жизнь он написал сотни стихотворений, от шутливых лимериков до длинных стихотворных эпопей в древнеанглийском аллитерационном стиле (стихи, в которых основное внимание уделяется аллитерации, повторению согласных звуков в двух или более словах или слогах). Но, несмотря на его плодотворное поэтическое творчество, Толкин по-прежнему наиболее известен своей прозой. Изданный Харпером Коллинзом сборник стихов Дж.Р.Р. Книга Толкина — первый том, в котором собраны все его стихотворения, — не изменит репутации автора, прежде всего, как рассказчика, но предложит читателям по-новому взглянуть на эту часто игнорируемую сторону его личности.
|
|
Работа над этой новой книгой началась в 2016 году, когда Кристофер Толкин отправил редакторам Уэйну Г. Хаммонду и Кристине Скалл несколько папок с неопубликованными стихами своего отца. Хаммонд и Скалл - одни из самых уважаемых в мире исследователей Толкина, написавшие такие кропотливые справочные работы, как "Компаньон и путеводитель по Дж.Р.Р. Толкину" (2017) и "Властелин колец: Компаньон для читателя" (2008). Они также редактировали предыдущие работы Толкина, в том числе небольшой поэтический сборник "Приключения Тома Бомбадила" (2014).
|
|
Хэммонд и Скалл обладают именно тем маниакальным вниманием к деталям и энциклопедическими знаниями всего корпуса произведений Толкина, которые необходимы для осуществления такого начинания. И как только вы возьмете в руки этот роскошный трехтомник объемом 1500 страниц, вы поймете, насколько это грандиозное начинание.
|
|
Собрание стихотворений Дж.Р.Р. Толкина содержит около 250 отдельных произведений, охватывающих более пяти десятилетий, 70 из которых ранее не публиковались.
|
|
Хэммонд и Скалл не представляют стихотворения как самостоятельные тексты. Они тщательно документируют историю создания каждого стихотворения от начальных фрагментов до окончательных набросков, прослеживая их эволюцию на протяжении многих лет или даже десятилетий.
|
|
Это объясняется тем, что Толкин часто возвращался к одному и тому же стихотворению на протяжении всей своей жизни, пересматривая и переделывая его снова и снова — во многом так же, как он поступал со своей литературной мифологией.
|
|
Прекрасный пример - "Морской колокол". В 1934 году Толкин опубликовал в Оксфордском журнале стихотворение под названием "Лунатик". В нем описывается путешествие человека в заколдованный потусторонний мир и его отчаяние после возвращения к обычной жизни.
|
|
Почти 30 лет спустя "Луни" подвергся серьезной переработке и превратился в "Морской колокол", который был опубликован в "Приключениях Тома Бомбадила" в 1962 году. Основная сюжетная линия поэмы осталась прежней, но образы стали более мрачными, вызывающими воспоминания и разрушительными. Главный герой полностью отрезан от своих современников, у него нет слов, чтобы передать то, что они не могут понять.
|
|
Обе версии поэмы включают в себя другие повторяющиеся мотивы поэзии Толкина: "опасное царство" Фэйри, скорбь об исчезновении древнего мира, возвышенную тайну моря.
|
|
Но "Морской колокол" - это не просто переработка своего предшественника. "Луни" был задуман и опубликован как самостоятельная работа. С другой стороны, в "Приключениях Тома Бомбадила" Морской колокол представлен как текст, написанный неназванным хоббитом в Средиземье, который Толкин обнаружил и перевел для современных читателей. Эта идея побуждает читателей напрямую связать стихотворение с темами меланхолии и тоски по морю, которые пронизывают "Властелина колец".
|
|
Описывая, как менялось стихотворение и его контекст с течением времени, Хаммонд и Скалл показывают, как менялся и его смысл.
|
Поэзия повторного очарования
|
|
В книге "Космические связи: поэзия в эпоху разочарования" (2024) философ Чарльз Тейлор утверждает, что большая часть западного искусства за последние два столетия была глубоко озабочена проблемой разочарования.
|
|
Многие из нас живут с мучительным ощущением, что современный индустриальный мир отрезал нас от космоса, от природы и от нашей подлинной сущности. Романтики и их наследники верили, что искусство может воссоединить нас с тем, что является самым глубоким и истинным в нас самих и в окружающем нас мире, — может по-новому очаровать мир.
|
|
Это один из способов понять литературный проект Толкина в целом. Он предлагает это в своем знаменитом эссе о волшебных историях (1947).
|
|
Известный исследователь творчества Толкина Верлин Флигер рассматривает "Морской колокол" как глубокое выражение разочарования, возможно, как отражение службы Толкина в первой мировой войне. Но сила перевоплощения проявляется и в других его произведениях, например, в эльфийском королевстве Лотлориен. Эта диалектика разъединения и воссоединения лежит в основе непреходящей привлекательности Толкина.
|
|
Как свидетельствует Сборник стихотворений Дж.Р.Р. Толкина, в его поэзии, как и в прозе, присутствует та же динамика. Но предупреждаю: эта книга не для слабонервных. Его обширный охват и академическая подача материала больше подходят для знатока Толкина, чем для обычного читателя — и уж точно не для того, кто перескакивает через песни "Властелина колец".
|
|
Но если вы, как и я, чувствуете непреодолимое желание владеть всем, что выпускается под именем профессора, это вряд ли вас остановит.
|
|
Источник
|