Элита ольмеков узаконила политвласть с помощью искусства
|
|
В статье, недавно опубликованной в журнале Latin American Antiquity, доктор Джилл Молленхауэр утверждает, что ольмеки из низменности Мексиканского залива, одна из самых ранних крупных цивилизаций Мезоамерики, иногда включали в свои скульптуры эстетические и ритуальные практики, связанные с их наскальным искусством. Она утверждает, что это позволило элитам ольмеков использовать духовную и природную мощь дикого и священного ландшафта и привнести ее во внутренние и городские центры, где она узаконила их политическую власть.
|
|
Ольмеки были ранней мезоамериканской цивилизацией, существовавшей в период становления (1800-300 гг. до н.э.). Хотя их часто ассоциируют с изготовлением колоссальных голов, они также занимались созданием наскальных рисунков.
|
|
Доктор Молленхауэр вспоминает, как она была удивлена обилием наскальных рисунков, когда только начала свои исследования. "Я был удивлен, обнаружив невероятное количество наскальных рисунков в регионе Ольмеков Мексиканского залива и его окрестностях (особенно в Тустласе), которые известны местным жителям, но о которых редко сообщают. Это показало мне, как много работы необходимо проделать, чтобы лучше задокументировать и понять его производство и использование (хотя я также осознал трудности, связанные с его изучением, включая проблемы датировки и хронологии многих памятников наскального искусства). Я невероятно благодарен многим археологам и местным экспертам, которые поделились со мной своими знаниями о региональных наскальных рисунках".
|
|
Наскальная живопись и скульптура - это разные виды искусства. В то время как наскальные рисунки создаются на месте (в первоначальном положении), скульптуры добывались в карьерах и привозились из разных областей. На самом деле, поскольку в местных условиях существует очень мало подходящих камней, крупные вулканические блоки приходилось привозить издалека.
|
|
Ольмекские наскальные рисунки неразрывно связаны с ландшафтом, в котором они были созданы, подчеркивая присущую этому ландшафту святость. Часто встречающийся на туристических маршрутах, в пещерах и на скалистых склонах холмов, он ассоциировался с дикой природой и опасностями, часто обозначая священные обители духовных сил.
|
|
Между тем скульптуры часто были частью архитектурной среды и, таким образом, ассоциировались с домашним пространством, моралью, правительством и космическим порядком, что делало их в некотором смысле антитезой наскальному искусству, ассоциирующемуся с дикой природой, опасностью и священным.
|
|
Тем не менее, многие скульптуры ольмеков перекликаются с наскальными рисунками в эстетическом и ритуальном плане. Например, многие скульптуры Ла-Венты сохраняют естественные неровные поверхности и очертания камня, из которого они вырезаны. Вместо того чтобы придавать камню форму, соответствующую их потребностям, скульпторы адаптировали свои изображения к естественным контурам, точно так же, как они делали бы это в наскальной живописи.
|
|
Такое же сохранение естественных контуров скалы можно увидеть в скульптурах из валунов. Они сохраняют не только естественные очертания скалы, но и ее массу. Такие валуны размещались в местах, связанных с богами и предками, например, у входов в пещеры.
|
|
Некоторые современные группы майя до сих пор совершают паломничества к таким местам, которые они воспринимают как входы в жилище владыки земли.
|
|
Доктор Молленхауэр подробно описывает это, говоря: "Есть несколько работ, которые документируют как древние, так и современные ритуалы майя на памятниках наскального искусства. Мне сказали, что на поле петроглифов Кобата (где была найдена колоссальная голова Кобаты) до сих пор проводятся ритуальные мероприятия, и есть документация о паломничестве к ольмекской скульптуре, первоначально расположенной на вулканической вершине Сан-Мартин-Пахапан, прежде чем ее перевезли в государственный антропологический музей в Халапе.
|
|
"Таким образом, есть свидетельства продолжающегося паломничества и ритуальных действий, связанных как с наскальными рисунками в ольмекском стиле, так и со скульптурами ольмеков, хотя трудно проследить прямую связь между ритуальными практиками периода становления и этими более современными вариантами".
|
|
Кроме того, некоторые наскальные рисунки содержат углубления и бороздки, которые часто ассоциируются с ритуальными действиями в непосредственной близости от наскальных рисунков. Такие же углубления и ямки встречаются на многих скульптурах. Хотя первоначально считалось, что они появились в результате того, что более поздние культуры переточили свои орудия труда, также было высказано предположение, что они, как и наскальные рисунки, были связаны с ритуальными практиками. Обнаружение таких бороздок и углублений на ольмекских каменных памятниках может свидетельствовать о том, что люди начали относиться к отдельно стоящим скульптурам концептуально аналогично наскальному искусству.
|
|
Хотя и не совсем ясно, но есть некоторые указания на значение этих ямок и углублений, говорит доктор Молленхауэр. "Есть несколько интересных этнографических тенденций в производстве чашечек и углублений, которые часто связывают с дождем и плодородием. Это возможно, но есть и другая возможность - сбор сильнодействующих веществ (например, измельченной каменной пыли) из скульптуры как часть практики паломничества, как предполагает Джоэл Палка, хотя они не являются взаимоисключающими".
|
|
"Есть также документация середины 20-го века, в которой местные охотники из пополуки наносят удары мачете по одной из скульптур из Эстеро Рабон, прежде чем отправиться на поиски дичи, прежде чем ее снова перевезли в государственный музей".
|
|
Один из вопросов, на который хотела ответить доктор Молленхауэр, заключался в том, почему эстетика наскального искусства и ритуальные практики были адаптированы к скульптуре. Она утверждает, что при адаптации эстетики наскального искусства и ритуальных практик границы между дикой периферией и домашним центром были намеренно размыты.
|
|
Одним из способов, с помощью которого мезоамериканские элиты добивались власти и легитимности, было установление родовых связей с ландшафтом. Используя эстетику наскального искусства и ритуалы, неотъемлемо связанные с ландшафтом, в скульптурах на границах своих территорий и в городских центрах, они позиционировали себя в рамках этого символического ландшафта. Идеологическая и духовная мощь ландшафта была бы перенесена в гражданский центр и напрямую связана с мезоамериканскими лидерами и элитой.
|
|
Точно так же, как паломничество к памятникам наскального искусства определяло людей как подчиненных божествам, паломничество к скульптурам было связано с тем, что люди были подчинены своим политическим правителям.
|
|
Создавая скульптуры, отсылающие к этим местам, ольмеки не просто производили произведения искусства; они создавали в своих городах осязаемые пространства для духовного и социального взаимодействия.
|
|
Хотя более поздние мезоамериканские общества продолжали эту практику, но в меньшей степени, говорит доктор Молленхауэр. "Наскальное искусство и скульптура продолжают сосуществовать в более поздних мезоамериканских обществах, но, похоже, эстетика наскального искусства используется менее целенаправленно, поскольку отдельно стоящие скульптуры начинают включать текст, календарную информацию и такие элементы, как небесные и базальные знаки, для создания ограниченного повествовательного поля, которое обрамляет изображения".
|
|
Доктор Молленхауэр надеется, что ее работа поможет сделать две вещи: "1) позволит нам осознать намеренный выбор ольмекских скульпторов, в данном случае связать их работы с ритуально насыщенными пространствами наскального искусства и его ассоциациями со священным ландшафтом и паломничеством, и 2) подчеркнет важность наскального искусства как отдельного и уникального вида искусства". сам по себе впечатляющий вид искусства, который продолжал создаваться и использоваться более поздними мезоамериканскими культурами наряду с другими видами художественного творчества".
|
|
Источник
|