Как работает коллективный разум толпы
|
|
Ученые из Питтсбурга создали оригинальную компьютерную модель, которая объясняет то, как работает "коллективный разум" толпы и почему в нашем обществе существуют такие вещи, как вирусный маркетинг и быстро исчезающие популярные бренды-"однодневки", говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.
|
|
"Представьте себе президентские праймариз – в них участвует большое количество кандидатов и выборщиков, целая толпа. Кандидат-лидер, к примеру, Дональд Трамп, получает больше освещения в СМИ и внимания к себе, что может заставить людей думать о том, чтобы проголосовать за него исключительно из-за громкого имени. Но в конечном итоге усиленное внимание прессы и людей к его персоне может раскрыть его темные стороны, что снизит рейтинги Трампа", — заявил Дэвид Хагманн (David Hagmann) из университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге (США).
|
|
Хагманн и его коллеги нашли математическое объяснение подобным политическим феноменам и многим другим вещам, связанным с принятием коллективных решений, разработав математическую модель, чьи принципы работы ученые позаимствовали у двух представителей животного мира – пчел и бактерий.
|
|
И те и другие организмы, как объясняют ученые, живут в очень больших коллективах и при этом они способны принимать достаточно сложные решения, используя те сигналы, которые поступают к небольшому числу членов группы из окружающей среды. Ярким примером этого является то, как пчелы выбирают новое место для улья, опираясь на мнение небольшого числа "разведчиков", отправляемых "коллективным разумом" на поиски.
|
|
Используя те же самые принципы, группе Хагмана удалось создать компьютерный алгоритм, который достаточно реалистично воспроизводит то, как большие группы людей принимают решения.
|
|
Он работает достаточно просто — в ней есть набор из некоторого количества виртуальных людей, обладающих доступом к ограниченному объему информации. Каждый такой "человек" может принять решение выполнить одно из нескольких предварительно заданных действий, и его намерение сразу же становится известным окружающим. Они, в свою очередь, могут последовать его примеру или выдвинуть альтернативу.
|
|
Когда один из таких вариантов достигает некой отметки в популярности, вся толпа принимает коллективное решение, руководствуясь мнением нескольких "групп интересов". Качество этого решения, как обнаружили ученые, будет напрямую зависеть от минимальных размеров группы интересов – чем она больше, тем более продуманными будут действия толпы.
|
|
Что интересно, неоднозначно воспринимаемые действия, даже если они были очень популярными среди части виртуальной "толпы", крайне редко выходили вперед в этом голосовании. Ученые это связывают с тем, что настоящие "авторы" этой стратегии выработки решений – насекомые и бактерии – не склонны к риску, так как поспешная постройка улья или колонии в неудачно выбранном месте обычно заканчивается смертью всей популяции.
|
|
Нечто похожее, как считают Хагман и его коллеги, происходит в центре принятия решений в нашем мозге, где сотни и тысячи отдельных нервных клеток пытаются найти оптимальный вариант дальнейших действий.
|
|
"Наш мозг работает таким образом, что решение принимается только тогда, когда определенное число нейронов становится активным в центре принятия решений. Существующие сегодня теории, объясняющие механику этого процесса, не учитывают влияние положительных обратных связей на него, что следует исправить", — заключает другой автор статьи Рассел Гольман (Russel Golman).
|
|
http://ria.ru/science/20150919/1260972933.html
|